Честный бой за госзаказ: закон о контрактной системе
Получать заказы на строительство высоток теперь придётся по новым правилам
С начала действия Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прошло всего два месяца. За это время новые требования нашли отражение не только в рыночных отношениях, но и в работе сайта госзакупок.
Говорить о «поправках» в 94-й ФЗ здесь неуместно – закон внёс радикальные изменения в систему закупок, перестроив её от самого основания. Даже без учета формальных изменений, число новых положений превзошло все ожидания: глобальные цели по повышению эффективности закупок и преодолению манипуляций с подделками обрели внятную перспективу для достижения.
Контрактная служба и контрактный управляющий
Основная идея нового закона состоит в том, что любые действия заказчика должны иметь профессиональную основу. Обеспечить поддержку в этом призвана контрактная служба или контрактный управляющий – выбор зависит от размера плана закупки.
Предельной суммой названо 100 миллионов рублей: если план не превышает этого предела, будет достаточно помощи контрактного управляющего; с планом большего размера заказчик обязан привлечь контрактную службу. В штате своей компании заказчик может создать отдел по управлению закупками или обратиться за помощью самостоятельного структурного подразделения.
В составе контрактной службы должно быть не менее двух человек – руководитель службы и его заместитель. Основное требование, предъявляемое ко всем работникам контрактной службы, не зависимо от их числа – высшее профессиональное образование или дополнительное образование в области закупок.
Работа контрактной службы
Подробный порядок действий контрактной службы описан в должностной инструкции контрактного управляющего – положение, регламентирующее эти действия, было утверждено ещё в сентябре 2013 года.
- Организация закупок: составление плана, обоснование, консультации с поставщиками (с 1. 01. 2015)
- Сопровождение работы комиссии по осуществлению закупок
- Общественное обсуждение закупок
- Поиск и привлечение экспертов
- Контроль за принятием и уплатой банковских гарантий
- Приём и оплата поставленного товара, работ или услуг
- Работа с контрактом: заключение, рассмотрение случаев нарушения условий контракта, обжалование действий Заказчика.
Рассмотрение заявок на участие в торгах, текущих и окончательных предложений осуществляет комиссия. Требованиями к количественному составу установлено, что котировочная комиссия должна состоять не менее, чем из 3 человек. Минимальный состав конкурсной, аукционной и единой комиссии – 5 человек.
Новые положения закона о госзакупках
Изменения в порядке организации государственных и муниципальных закупок коснулись почти каждого этапа ведения торгов, а также ряда понятий, ставших уже привычными.
- Составители заказа должны представить на сайте госзакупок долгосрочный план заказа – на 3 года
- О реализации каждого заказа теперь необходимо будет отчитаться – это однозначно повышает гарантии на качественное исполнение заказа в установленные сроки
- Введено обязательное нормирование и обоснование закупок, что должно нивелировать «потребительский» характер закупок
- Обеспечение заявок сопровождается новыми требованиями к банковским гарантиям – теперь они действуют не менее 2-х месяцев со дня подачи заявки и должны быть внесены в реестр банковских гарантий
- Для закупок открыты новые формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс
- Приняты антидемпинговые меры. Если участник предлагает цену на четверть ниже начальной, ему придётся предоставить расчёты по формированию этой суммы и подробное обоснование.
- Результаты исполнения контракта теперь подвержены аудиту, а с января 2016 года вступит в силу часть 1 статьи 97 данного закона о проведении мониторинга закупок – системы наблюдений и оценки информации о закупках
- Информационная открытость – теперь не только доступ к сведениям о закупках, но также возможность общественного обсуждения.
Процедуры госзакупок: дополнения
Порядок проведения конкурса претерпел значительные изменения. В первую очередь они связаны с упомянутым обеспечением заявок и новыми требованиями к банковским гарантиям, а также введением антидемпинговых мер. Обеспечение особых привилегий для учреждений УИС и организаций инвалидов теперь не жест доброй воли заказчика, а его обязанность.
Другое существенное изменение коснулось сроков – не менее 20 дней отводится на подведение итогов, продлить срок подачи заявок можно на 10 дней, на подписание контракта победителем отводится 15 дней.
К способам проведения конкурса добавлено несколько новых форм. Решение о применении той или иной формы принимает заказчик, однако для каждого способа есть свои показания.
Конкурс с ограниченным участием. Ограничения могут понадобиться в случае, если для запланированных работ требуются специалисты с определённой квалификацией и опытом, либо характер работ требует наличие допуска.
Двухэтапный конкурс
Подходит для отбора на проведение научных исследований, экспериментальной работы, создания произведения искусства – другими словами, продукта интеллектуальной и(или) творческой деятельности. На первом этапе конкурса не обсуждается цена, заказчик проводит отбор по установленным критериям. Только на втором этапе принимаются окончательные заявки с указанием цены.
Электронный аукцион
Отменить открытый аукцион можно не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок. Объект закупки не может быть изменён, а на рассмотрение заявок отводится всего 3 дня. Если победитель уклоняется от заключения контракта, заказ может перейти к следующему за ним участнику (следующему – по предложенной цене). При уклонении второго участника аукцион считается несостоявшимся.
Запрос котировок. В этой форме заказчик может выделить на конкурс не более 10% от общего плана затрат на закупки. Все котировки поступают к заказчику в запечатанных конвертах и вскрываются публично. На рассмотрение и оценку заявок отводится 1 день.
Запрос предложений. Право на использование этой формы заказчик получает в следующих случаях:
- Заключение договора с поставщиком электроэнергии
- Контракт на поставку инвентаря для олимпийских и паралимпийских сборных
- Заключение контракта с иностранной организацией на лечение за пределами РФ
- Заключение контракта на оказание преподавательских услуг и услуг экскурсовода
- Закупка лекарственных препаратов, необходимых для лечения пациента по заключению врачебной комиссии.
Закон о контрактной системе во многом меняет деятельность по ведению закупок. Новый закон не просто исправляет ошибки 94-го ФЗ, а формирует новую систему госзакупок, регулируемую на каждом этапе. Хотя эксперты уже успели отыскать потайные ходы в массиве вновь отстроенного рынка, путей для развития всегда остаётся больше, а значит и эффективность закупок имеет шансы на повышение.
Получили пользу от статьи? Получите еще больше:
- Статьи с методиками делового и личностного роста
- Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
- Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них